Новости
Города Мензелинск и Мензелинского района
Вернуться назад
19.09.2012
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Порой нам кажется, что мы знаем толк в воспитании детей, но почему-то частенько жалуемся на них. А происходит это потому, что мы подчас не знаем или забываем основы основ – заповеди воспитания.
Колесова И.В.
воспитатель МБДОУ№3 г.Мензелинска
Вот некоторые из них:
- Будьте тверды, как скала. Ребенок всегда чувствует, когда родители боятся сказать ему «нет». Часто мамы, опасаясь истерики, действуют по принципу «чем бы дитя ни тешилось». Ребенок усваивает, что любой закон можно изменить, стоит только слегка поднажать. И все бы ничего, если бы эти правила распространялись не только на родителей. Вне семьи такого ребенка ждут глубокие разочарования. И тогда мы получаем примерно такую картину: на людях – в саду и в школе – это божий одуванчик, а дома деспот и террорист. Потакать ребенку – это все равно, что растить совершенно н е п р и с п о с о б л е н н о г о к жизни человека. Не поддавайтесь ни на какие провокации, оставайтесь на своих позициях. Дети точно знают, как и с кем себя вести. - Будьте последовательны. Сегодня у вас хорошее настроение, вы разрешаете ребенку поиграть со своей косметичкой. А завтра, увидев у дочери в руках помаду, ругаете её. Представьте себя на месте своего ребенка. Скажем, в субботу ваш муж широким жестом дал вам денег на новое пальто, а в понедельник решил, что нужна новая резина для машины, и отобрал их у вас. Будете ли вы ему доверять?
- Аккуратнее с моралью. «Как ты мог поступить так после всего того, что я сделала для тебя?», «Ты поступил плохо», « Ты плохой, потому что так поступаешь!» Постоянные нотации на моральные темы надоедают всем. А ребенок быстро учиться отключаться и не слушать их. Это его единственная форма защиты своей самооценки. Если эта защита ослабевает, ребенок испытывает глубинное чувство вины. Такой человек никогда не научиться жить с поднятой головой. Темы морали стоит обсуждать на примерах литературных героев, известных жизненных случаях, просто выдуманных историях.
- Не унижайте, ругая. Объясняйте, и вас поймут. «Ты вообще что-нибудь соображаешь?», «У тебя голова есть на плечах?», «А лучше ты ничего не мог придумать?» Эти слова произносятся нами почти автоматически. Не принося желаемого результата, они лишь снижают самооценку ребенка. В итоге мы получаем примерно такое самосознание ребенка: «Я вечно все делаю не так». Унижая ребенка, мы сами толкаем его на плохие поступки. Объясните, что именно вы от него хотите. Как правило, дети с удовольствием идут на встречу взрослым. Задумайтесь, как можно убедить ребенка быть внимательнее, если он не понимает, что это такое - « быть внимательным». Покажите действия, которые надо выполнять, проследите за точностью их исполнения.
Чтобы наши дети не выросли бесчувственными эгоистами, мы просто обязаны учить их добру, сочувствию, сопереживанию. Освоить эти положительные качества можно при помощи художественной литературы. Почитайте ребенку книгу, обсудите ее сюжет, поговорите о героях произведения. По ходу повествования о б я з а т е л ь н о интересуйтесь мнением ребенка: «Кто из героев тебе больше нравится и почему? А правильно ли поступил тот или иной персонаж? Что бы ты сделал на его месте?» Но одни только вопросы быстро надоедят малышу, поэтому выражайте и свое мнение, тем самым поможете ребенку сформировать систему ценностей. Ведь откуда маленькому человечку знать, что такое добро. Мы, взрослые, должны объяснить и рассказать на понятных примерах.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе в среднем составляет 15-20 мин., в подготовительной группе- 20-25 мин.
В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность составляет в старшей группе25-30 мин, в подготовительной 30-35 мин.
Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
При подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:
учитывать сложность игр и • упражнений, сочетание их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
подвижные игры и упражнения • должны соответствовать времени года и состоянию погоды;
предусматривать разные приемы • выбора детей на ответственные роли;
предлагать детям варианты • усложнения упражнений и подвижных игр;
использовать разные способы • организации детей;
заботиться о рациональном • использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
стремиться к созданию хорошей • дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.
При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движения под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений(лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в высоту с разбега) используется поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки,
Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с мячами - фронтально, т.е. со всеми детьми одновременно.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3 -5 раз. Общая длительность игры составляет 10 -12 мин.
Если игра хорошо знакома детям, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты, от которых зависят ход игры и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо четко, лаконично объяснить ее содержание .Отдельные моменты можно показать и даже проиграть.
После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности.
В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотнашениями детей.
Итак, основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
дальнейшее расширение двигательного • опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
совершенствование имеющихся у детей • навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
развитие двигательных навыков: • ловкости, быстроты, выносливости;
воспитание самостоятельности, • активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально – волевых качеств.
Воспитатель МБДОУ №10 «Чишма»
Араптанова Г.В.
Вернуться назад
Всего новостей: 791 10 последних новостей:
|